antiflasher (antiflasher) wrote,
antiflasher
antiflasher

Отзыв о курсе «Информационный стиль и редактура текста»

17 и 18 октября 2011 года я был на курсе по редактуре, который вёл Максим Ильяхов из Дизайн-бюро Артёма Горбунова.

Курс мне понравился и я хотел бы вкратце о нём рассказать.

В первый день курса мы изучали информационный стиль текста. Инфостиль — это голые сухие факты. Такой текст обращается к холодному разуму. Исключаются какие бы то ни было эмоции в тексте. Информационный стиль текста — это скальпель, как говорил Максим. Под дейстивем скальпеля текст должен стать правдивым, объективным, однозначным и перестать вызывать лишние вопросы.

На курсе было много примеров того, как отбрасывать шелуху из текста, оставляя его суть и факты.

К примеру, был текст:

ОАО «Рязаньзернопродукт» находится на мукомольном рынке Российской федерации уже очень давно, за это время компания успела зарекомендовать себя как надежный, качественный и нацеленный на долгосрочные отношения партнер.
В течении многих лет компания ОАО «Рязаньзернопродукт» смогла завоевать и развивать долгосрочные партнерские отношения с крупнейшими хлебозаводами и торговыми сетями Российской Федерации, а так же выйти за пределы страны и начать поставки своей продукции зарубеж. Это свидетельствует о неизменно высоком качестве.

Источник

Начинаем делать вскрытие:

ОАО «Рязаньзернопродукт» находится на мукомольном рынке Российской федерации уже очень давно, за это время компания успела зарекомендовать себя как надежный, качественный и нацеленный на долгосрочные отношения партнер.
В течении многих лет компания ОАО «Рязаньзернопродукт» смогла завоевать и развивать долгосрочные партнерские отношения с крупнейшими хлебозаводами и торговыми сетями Российской Федерации, а так же выйти за пределы страны и начать поставки своей продукции зарубеж. Это свидетельствует о неизменно высоком качестве.


Вычеркнуты нефакты — шелуха, не отвечающая, а накидывающая вопросы. В итоге, задав нужные вопросы заказчику (представим, что мы задали все вопросы) получим текст:

Рязаньзернопродукт мелит пшеничную и ржаную муку и продаёт её в России. Мы работаем с 1990 года и получили 14 наград [ссылка на раздел]. Мы поставляем муку на 31 предприятие [ссылка на клиентов].

Для себя я понял, что сухой информационный стиль — это очень круто, но он возможен только в мире фильма Эквилибриум. В нашем мире единицы заказчиков согласятся избавиться от столь комфортной им псевдопродающей ерунды, как «один из лидеров рынка» и «надёжный и ответственный партнёр».

Но такие заказчики находятся, и пример такого заказчика — сайт «Я расту». Текст «о компании» которого действительно написан в информационном стиле. В результате чего там нет ни слова о быстроразвивающейся компании :)

Практика первого дня заключалась в препарировании текстов подобно описанному выше.

Во второй день мы разбирали, какими бывают продающие тексты. Максим выделил две группы таких текстов: холодные и горячие.

Холодные тексты — это тексты, написанные в информационном стиле, работающие с разумом человека. Такие тексты продают дорогие вещи, покупка которых сопряжена со сравнением, анализом и выбором оптимального решения. В пример приводился холодильник.

Горячие тексты работают с эмоциями людей, они призваны провоцировать спонтанные покупки. Благодаря горячим текстам продаётся мелкий товар, не требующий сильных размышлений и сравнений. В пример приводился кусок пирога в кафе.

В любом случае, продавец не должен лгать. Если товар говно, не нужно писать что он вау и дарует всем покупателям счастье. Честность — ключ к успеху.

Но жизнь многогранна, поэтому чистых горячих и холодных продающих текстов крайне мало. В большинстве случаев, на продажных промо-страницах используется смесь холодного и горячего. Например, горячая зазывалка и холодные факты с техническими характеристиками.

Как пример рассматривали промо-страницу айфона: горячая картинка и слоган соседствуют с холодными фактами производительности телефона.

На практической части мы разбились на команды и проектировали промо-страницы услуг друг друга. Мы с Катюхой делали страницу одному парню из питерской гостиницы «Москва». А он нам сделал страницу, продающую катюхины маффины :) В общем, все остались довольны.

В целом курсу, как мне показалось, несколько не хватало последовательности. Периодически Максиму приходилось перескакивать со слайда на слайд, уносясь вслед за вопросами аудитории. Но это из-за необъезженности курса — он проводился впервые.

Сам Максим мне показался очень рассудительным и разумным человеком. Многие его принципы работы с текстом несут в себе глубочайшие общечеловеческие нормы морали — например мысль о том, что не нужно лгать покупателю и втуливать товар, или о том, что не надо беспокоиться о деньгах, нужно просто хорошо делать свою работу.

В курсе совсем ничего не было о редактуре, как понимал её я, то есть правке пунктуации и стилистических ошибок. Но, видимо, я просто не так понял тему курса.

Короче, советую в следующий раз всё-таки попасть на эти занятия :)
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments
Здорово, спасибо за рассказ.

Думаю съездить на следующий курс, тем более мне это профессионально очень полезно.
Спасибо.
я рАсту
А еще Рязаньезернопродукт пшеницу, все-таки, мелет, а не молит (о пощаде?). Ну и под шумок можно добавить, что «В течениЕ многих…». Ошибка из первоисточника, да. Но пусть уж она там и останется. Пардон за занудство. Интересный рассказ, спасибо :)
Спасибо!
Видимо, мне самому нужен редактор :)
Редактура ≠ корректура :-)
Включай стандартную проверку правописания. Для тех, кто живёт с клавиатурой в руках, к сожалению, опечатки становятся нормой. Я стараюсь не забывать уже даже в письмах включать проверку.
Информативный и полезный отзыв, спасибо.
Только факты, только хардкор!

ps. пост выдержан в холодном инфостиле.
Мне кажется, в плане пунктуации лучше зелёной книжки Розенталя ещё ничего не придумали :)

Судя по описанию, курс очень полезный для тех, кто до этого писал относительно немного или много, но только в одном стиле и направлении. Здорово, что такие курсы стали появляться. Раньше вообще ничего подобного не было. По крайнер мере, я не встречала.
интересно, спасибо

соображения насчет фактов в тексте:

вот есть фирма, которая продаёт гвозди. Она делает рекламу: "Продаём гвозди". Такие гвозди можно продавать по 10 р за пачку.
а вот если фирма будет продавать не гвозди, а счастье в доме и домашний уют, достигаемый с помощью этих гвоздей, то за это счастье (пачку гвоздей) и 100 р. не жалко.

то есть реклама здесь работает как средство поднятия стоимости товара через замену фактов на нужный образ.

Обрати внимание на рекламы банков. Никто не пишет "мы зарабатываем на разнице между процентами по кредитам и вкладам". Нет, они счастье продают и свободу. В банковской сфере факты вообще вредны.

Поэтому никому и не надо фактов. Цель компании — получение максимальной прибыли, а не несение правды в массы.
реклама и текст о компании или услугах - разные вещи, согласитесь ejieji.

Если я услышу что банк продаст мне свободу (кредит... хотя какая это к черту свобода? (но это другой разговор)), и загорюсь желанием пойти в банк, тут уже мне как раз понадобятся цифры (деньги, проценты, сроки...)
Круто! Спасибо!
Как рассказ за чашкой кофе другу на тему "расскажи в двух словах как оно было" годится :)
Все-таки было интересно узнать, под каким соусом вам подали "редактуру" и как вы ее понимали до этого :)
Не просто отзыв, а полезный отзыв!)

Спасибо.
спасибо за пост, было очень интересно!
Антон, привет. По ссылке на сайт «Я расту» лежит следующий текст:

В основе смесей «Я расту» лежат наукоёмкие, экологичные и безопасные формулы, проходящие сертификацию не только в Европе, но и в России, где требования к качеству и составу продуктов на порядок строже европейских. Качество продукции контролируется на всех этапах.
Натуральные молочные смеси «Я расту» созданы в России и производятся на заводах французской компании Нутрибио.

Давай вычеркнем из этого текста нефакты, накидывающие вопросы, а не отвечающие на них:

В основе смесей «Я расту» лежат наукоёмкие, экологичные и безопасные формулы (какие формулы?), проходящие сертификацию не только в Европе, но и в России (находятся в процессе получения сертификатов или соответствующие требованиям? какие сертификаты имеются в виду и где на них посмотреть?), где требования к качеству и составу продуктов на порядок строже европейских (Какие требования? В чем строже? Где посмотреть?). Качество продукции контролируется на всех этапах (Как именно контролируется?).
Натуральные молочные смеси «Я расту» созданы в России и производятся на заводах французской компании Нутрибио.

В сухом остатке одна строка.

Я неправильно понял методику препарирования? Или они поменяли текст?
Да, вы поняли всё правильно. Я не помню в точности текста этой страницы, но не похоже, что он менялся. То, что после вскрытия от него осталась одна строка подтверждает мысль, что чистый рафинированный информационный стиль мало где применим.
Ага, теперь понятно. Спасибо за рассказ и за фидбек по препарированию текста тоже =)
Тоже хочу на курс, но мне дорого )