antiflasher (antiflasher) wrote,
antiflasher
antiflasher

Отзыв о курсе «Информационный стиль и редактура текста»

17 и 18 октября 2011 года я был на курсе по редактуре, который вёл Максим Ильяхов из Дизайн-бюро Артёма Горбунова.

Курс мне понравился и я хотел бы вкратце о нём рассказать.

В первый день курса мы изучали информационный стиль текста. Инфостиль — это голые сухие факты. Такой текст обращается к холодному разуму. Исключаются какие бы то ни было эмоции в тексте. Информационный стиль текста — это скальпель, как говорил Максим. Под дейстивем скальпеля текст должен стать правдивым, объективным, однозначным и перестать вызывать лишние вопросы.

На курсе было много примеров того, как отбрасывать шелуху из текста, оставляя его суть и факты.

К примеру, был текст:

ОАО «Рязаньзернопродукт» находится на мукомольном рынке Российской федерации уже очень давно, за это время компания успела зарекомендовать себя как надежный, качественный и нацеленный на долгосрочные отношения партнер.
В течении многих лет компания ОАО «Рязаньзернопродукт» смогла завоевать и развивать долгосрочные партнерские отношения с крупнейшими хлебозаводами и торговыми сетями Российской Федерации, а так же выйти за пределы страны и начать поставки своей продукции зарубеж. Это свидетельствует о неизменно высоком качестве.

Источник

Начинаем делать вскрытие:

ОАО «Рязаньзернопродукт» находится на мукомольном рынке Российской федерации уже очень давно, за это время компания успела зарекомендовать себя как надежный, качественный и нацеленный на долгосрочные отношения партнер.
В течении многих лет компания ОАО «Рязаньзернопродукт» смогла завоевать и развивать долгосрочные партнерские отношения с крупнейшими хлебозаводами и торговыми сетями Российской Федерации, а так же выйти за пределы страны и начать поставки своей продукции зарубеж. Это свидетельствует о неизменно высоком качестве.


Вычеркнуты нефакты — шелуха, не отвечающая, а накидывающая вопросы. В итоге, задав нужные вопросы заказчику (представим, что мы задали все вопросы) получим текст:

Рязаньзернопродукт мелит пшеничную и ржаную муку и продаёт её в России. Мы работаем с 1990 года и получили 14 наград [ссылка на раздел]. Мы поставляем муку на 31 предприятие [ссылка на клиентов].

Для себя я понял, что сухой информационный стиль — это очень круто, но он возможен только в мире фильма Эквилибриум. В нашем мире единицы заказчиков согласятся избавиться от столь комфортной им псевдопродающей ерунды, как «один из лидеров рынка» и «надёжный и ответственный партнёр».

Но такие заказчики находятся, и пример такого заказчика — сайт «Я расту». Текст «о компании» которого действительно написан в информационном стиле. В результате чего там нет ни слова о быстроразвивающейся компании :)

Практика первого дня заключалась в препарировании текстов подобно описанному выше.

Во второй день мы разбирали, какими бывают продающие тексты. Максим выделил две группы таких текстов: холодные и горячие.

Холодные тексты — это тексты, написанные в информационном стиле, работающие с разумом человека. Такие тексты продают дорогие вещи, покупка которых сопряжена со сравнением, анализом и выбором оптимального решения. В пример приводился холодильник.

Горячие тексты работают с эмоциями людей, они призваны провоцировать спонтанные покупки. Благодаря горячим текстам продаётся мелкий товар, не требующий сильных размышлений и сравнений. В пример приводился кусок пирога в кафе.

В любом случае, продавец не должен лгать. Если товар говно, не нужно писать что он вау и дарует всем покупателям счастье. Честность — ключ к успеху.

Но жизнь многогранна, поэтому чистых горячих и холодных продающих текстов крайне мало. В большинстве случаев, на продажных промо-страницах используется смесь холодного и горячего. Например, горячая зазывалка и холодные факты с техническими характеристиками.

Как пример рассматривали промо-страницу айфона: горячая картинка и слоган соседствуют с холодными фактами производительности телефона.

На практической части мы разбились на команды и проектировали промо-страницы услуг друг друга. Мы с Катюхой делали страницу одному парню из питерской гостиницы «Москва». А он нам сделал страницу, продающую катюхины маффины :) В общем, все остались довольны.

В целом курсу, как мне показалось, несколько не хватало последовательности. Периодически Максиму приходилось перескакивать со слайда на слайд, уносясь вслед за вопросами аудитории. Но это из-за необъезженности курса — он проводился впервые.

Сам Максим мне показался очень рассудительным и разумным человеком. Многие его принципы работы с текстом несут в себе глубочайшие общечеловеческие нормы морали — например мысль о том, что не нужно лгать покупателю и втуливать товар, или о том, что не надо беспокоиться о деньгах, нужно просто хорошо делать свою работу.

В курсе совсем ничего не было о редактуре, как понимал её я, то есть правке пунктуации и стилистических ошибок. Но, видимо, я просто не так понял тему курса.

Короче, советую в следующий раз всё-таки попасть на эти занятия :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments